Российский интернет-рынок
– один из самых перспективных в Европе, отмечают эксперты инвестбанка
GP Bullhound: в ближайшие два года онлайн-аудитория в стране вырастет в
полтора раза, с 60 до 93 млн пользователей. Но иностранным игрокам к нам
пробиться сложно, констатируют эксперты.
Россия – один из наиболее быстрорастущих
интернет-рынков в Европе, передает The Wall Street Journal вывод
международного инвестбанка GP Bullhound, специализирующегося на
инвестициях в высокотехнологичный сектор. За
последние пять лет количество интернет-пользователей в России выросло с
10 млн до 60 млн. По этому показателю страна заняла вторую строчку в
европейском рейтинге после Германии, где число пользователей достигает
65 млн. К 2013 году количество юзеров в России увеличится еще в полтора
раза, до 93 млн, прогнозируют эксперты. Этому будет способствовать
масштабное развитие инфраструктуры, связанное с проведением в стране
Олимпийских игр в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018-м.
Проникновение интернета в стране составит 67%, что сопоставимо с
сегодняшними показателями Франции, говорят эксперты GP Bullhound и
добавляют, что такая динамика будет обеспечиваться прежде всего
городами-миллионниками. На всем русскоязычном пространстве в странах СНГ
онлайн-аудитория вырастет до 130 млн, прогнозируют они. Привлекательности российскому интернет-рынку добавляет то, что здесь преимущественно находятся «тяжелые
пользователи»: граждане страны проводят в сети в среднем 9,8 часов в
месяц. Среднемировой показатель в два раза меньше – 4,5 часа. Помимо
этого, отмечают авторы доклада, в России нет доверия к традиционным
массовым средствам информации, и поэтому пользователи с большим
уважением относятся именно к онлайн-ресурсам. Но на российский рынок трудно пробиться иностранным игрокам, констатируют эксперты. В сегменте поиска доминирует «Яндекс»:
на него приходится 60% этого сегмента в России. Google, занимающий
более 90% рынка Франции и Германии, в России имеет лишь 34%. Аналогичная
картина наблюдается и в других секторах. Например, всемирно-известной
социальной сетью Facebook пользуются лишь 19% пользователей, 72%
предпочитают российский аналог «ВКонтакте». Если в Великобритании в топ-10 игроков присутствует только одна английская компания (BBC), а в топ-10 Германии лишь четыре немецких (ProSiebenSat
1, Deutsche Telekom, United Internet и Axel Springer), то в России
картина прямо противоположная – шесть из десяти компаний российские. Причем
три из них входят в тройку лидеров. Вот как выглядит список ведущих в
России интернет-компаний, по мнению GP Bullhound: Mail.ru, Yandex,
vKontakte, Google, RBC, Wikimedia, BitTorrent, Rambler, Media,
Microsoft, SUP. «Российская
интернет-экономика извлекает выгоду из того, что на рынке практически
нет иностранцев: местные компании растут галопирующими темпами», –
говорится в статье. «Иностранные
компании не понимают российских пользователей», – говорит руководитель
департамента интернет-проектов инвестиционной компании ФГ БКС Константин
Шабалин. Существенную роль здесь играет языковая основа, отмечает он: «Так, модель обработки данных у «Яндекса» ориентирована на русский язык, а у его зарубежного аналога Google – на английский». На
Западе компании могут заработать намного больше, нежели в России,
называет еще одну причину их недостаточного присутствия в стране
председатель совета директоров УК «Столичная финансовая корпорация» Павел Геннель. У интернет-коммерции в России есть существенные трудности, замечает соавтор и партнер GP Bullhound Саша Афанасиева: «Основная
проблема в том, что в России пока еще низкое проникновение кредитных
карт и россияне имеют пристрастие к наличным деньгам». В то время как во
всем мире идет тенденция к оплате покупок или кредитными картами, или
через интернет, в России люди предпочитают расплачиваться кэшем. «Еще
одно из самых существенных препятствий – деловой риск», – добавляет
она. 14-й год подряд Россия причисляется к числу наиболее отсталых стран
по борьбе с пиратством. Значительные проблемы создает и принятый в мае
2008 года закон о стратегических компаниях, распространяющийся на
нерезидентов, в том числе тех, чья деятельность включает шифрование. Но и
это еще не все. Российская система налогообложения также непрозрачная,
говорит Афанасиева: «Кроме того, она не всегда дружественна по отношению к иностранным компаниям». Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что в будущем монополизированность российского интернет-рынка сойдет на нет. «Западные компании все равно придут на наш рынок», – уверен Шабалин. «Даже
несмотря на все присущие российскому интернет-рынку опасности и
трудности, акции российских интернет-эмитентов разлетаются на западных
биржах, как горячие пирожки», – замечает советник гендиректора ИГ «Русские Фонды» Алексей Семейко.
|